Очень много внимания в дошкольном учреждении уделяется изобразительной деятельности, творческой работе, аппликации, конструированию, рисованию. Все эти виды деятельности имеют огромное значение в процессе подготовки воспитанников к обучению в школе.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Структура занятия по изобразительной деятельности
Первая часть занятия
Процесс формирования замысла (в результате ребенок должен понять - Что? и как? надо делать).
Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей.
Одной из главных задач воспитателя - создать атмосферу творчества и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Педагог объявляет тему, знакомит детей с предметом, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выразить в работе что-то свое, только что придуманное. Тема определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных.
Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.
Воспитатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу «формирование умения видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали». Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения наблюдать.
В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого её видят все дети. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель. Ребята или лепят кукле угощение, или рисуют для неё ленточки.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.
Обследование предмета, анализ натуры - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изодеятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Формулировка темы, появившийся у детей игровой мотив деятельности должны помогать решить поставленную задачу. Это позволяет и анализ в конце занятия провести в игровой форме.
Длительность первой и третьей части – они наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении представлений и умений.
Вторая часть занятия
Воплощение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставил не творческие, а технические задачи, например, отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям.
Руководство воспитателя в ходе занятия. Воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников, — это обычно оказывает положительное влияние.
В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.
В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, подходит к каждому ребенку, никого не обделяя вниманием. Во время работы воспитатель даёт указания и советы, как правило, они носят индивидуальный характер.
Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда педагог дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.
В некоторых случаях он заранее планирует объяснение этапов работы по частям (например, при конструировании), которое дается в процессе занятия.
Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они прерывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.
Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков в работе, показать способ выполнения только на своём материале.
В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитанники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники - вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.
Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.
В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, т.к. дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.
Начиная со средней группы, дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.
Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая.
Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.
В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед, и они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закончил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия, дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).
Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.
В средней и старших группах тем, детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.
После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они приступили к работе, в чем испытывают затруднение.
Третья часть занятия.
Анализ результатов деятельности детей или педагогическая оценка детских работ.
Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.
Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.
В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критические замечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные представления.
При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление представлений, но в игровой форме.
Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».
Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.
Формы проведения анализа могут быть различными:
воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.
После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращается к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.
После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.
Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 работ выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.
На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.
Где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
Виды занятий по изобразительной деятельности
по содержанию изображения (рисование, лепка, аппликация) различают:
предметное
сюжетное
декоративное
по способу (методу) изображения:
по представлению, (по воображению) - строится на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ (рисование, лепка, аппликация).
по памяти - строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и как можно более точно изображают (рисование, лепка).
с натуры - представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного восприятия предмета, явления (рисование, лепка).
по характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем,
на свободную тему, выбранную ребенком (занятия «по замыслу»).
по источнику тем, замыслов: на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения);
на музыкальные темы;
на темы окружающей действительности.
Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.
МЕТОДИКА
В первой части занятия следует продолжать формировать у детей изобразительное представление. Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предварительно обследуя целлулоидную игрушку).
Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование проведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей:
- Какие кошки бывают по цвету?
- Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)
- Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?
- Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?
Во второй части при выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) приемы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение композиционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.
В третьей части, анализируя детские работы, выполненные по представлению (по воображению), обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, быстро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто заглядывает, наверное, червячка нашла» и т.п.).
Изображение по представлению (воображению)
- вид изображения, который основан на непосредственном восприятии (зрительном, слуховом, тактильно-моторном), а также при участии процессов памяти. Изображение по представлению наиболее естественно и характерно для дошкольного возраста, что объясняется общими особенностями психического развития детей - живостью, подвижностью воображения, эмоциональностью детей при одновременной слабой переключаемости внимания.
Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников:
наблюдения за окружающим миром;
представлений, полученных из книг, телевизионных передач;
общения со сверстниками и взрослыми;
восприятия разных видов искусства;
других видов деятельности (труд, игра).
Приоритетность изображения по представлению можно объяснить и ведущими мотивами изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, динамичен, связан с впечатлениями, с чувствами. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастическая, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах.
Занятия изобразительной деятельностью по представлению (воображению) могут быть разных типов, соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных возможностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов.
Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жизни, в других видах деятельности – предварительная работа. Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).
Изображения по литературным и музыкальным произведениям - это всегда изображения по представлению (по воображению).
К занятиям по представлению относят и занятие по замыслу. Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления будущего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любому виду изобразительной деятельности и возникает у детей на любом занятии. В методической литературе под этим термином подразумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.
Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческих из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.
Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы детей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зрелой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с оформляющимся замыслом.
Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.
В процессе исполнительской части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.
Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.
В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.
Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.
В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны.
В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения работы им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в свободное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.
Изображение с натуры – вид изображения предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи в рисовании или лепке.
Ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.
Необходимость включения в работу рассматривания дошкольниками произведений изобразительного искусства жанров натюрморт и пейзаж - восприятие дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Рассказы о художниках, скульпторах хорошо сочетаются с восприятием художественных произведений и побуждают к более сознательным действиям при рисовании, лепке с натуры натюрмортов и пейзажей.
МЕТОДИКА. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке.
Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передать в рисунке эти индивидуальные особенности.
Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько листочков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок карандашом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.
Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.
Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изображение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.
Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.
Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельности взрослых.
Изображение (рисование, лепка) с натуры - изображение предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи. Ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.
Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке.
Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передать в рисунке эти индивидуальные особенности.
Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько листочков выросло справа? Столько и рисовать будем...»
В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок карандашом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным.
Перед самостоятельной деятельностью полезно напомнить детям последовательность изображения, напомнить технику рисования и напомнить необходимость сравнивать рисунок, поделку с натурой в процессе изображения.
Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изображение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия.
Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей.
Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельности взрослых.
Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной.
Образец, требования предъявляемые к образцу
Образец - наглядный метод и приём обучения в изобразительной деятельности и конструировании, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по обучению приёмам выполнения работ.
Образец - это работа, выполненная другим человеком и предлагаемая для подражания: игрушка из бумаги, подсобного материала, скульптура малых форм (в лепке), постройка из строительного конструктора и др.
Образец - это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях.
Применение образца чаще используется в качестве приёма обучения. Так, основная цель занятий декоративным рисованием, аппликацией — обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т.п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов.
В декоративном рисовании, аппликации - приемы изображения условны - образец является эффективным приемом обучения. Он демонстрирует детям приемы декоративного искусства в упрощённом варианте. Используют образцы для прямого следования и примерные варианты (более трудные, используются в работе с детьми старшего возраста) - детям дают одновременно 2-3 примерных образа и помогают увидеть в них общее и различное. После этого дошкольники получают задание следовать в своих работах общей особенности, а отличия изобразить по-своему.
Общее требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, цвета, композиций узоров. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И.Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).
Виды образца.
1. Образцы прямого следования, т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции.
2. Незаконченные образцы. Например, предлагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой-то элемент (ромашка в стиле оговской росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле оговской росписи. Если образец, предлагаемый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецептивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ действия), то незаконченный образец - в структуру эвристического (частично-поискового) метода - часть задачи ребенок решает самостоятельно.
3. Вариативные (примерные) образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение), сделать по-своему. На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета. Т.о., данный метод входит в структуру репродуктивного и организует репродуктивную деятельность детей на вариативном уровне. В этом случае границы репродуктивного и частично поискового метода очень близки.
4. При освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий последовательность выполнения узора. Вообще, освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании - задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены сначала, а какие потом, зависит аккуратность детского рисунка. Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет его общую выразительность. Кроме того, освоение последовательности выполнения узора - это и освоение рациональных, экономных по времени способов изображения.
Требования к образцу:
· грамотность (художественная и техническая)
· использование доступных для детей элементов и технических приемов.
· простота композиции,
· выполнен в народном стиле (стилизованный),
· размер в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.
Методика применения
Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии.
Эффективно использование образца в соответствии с характером и организацией познавательной деятельности детей:
·подача детям готовой информации - понимание и прямое воспроизведение способов изображения,
·организации частично поисковой деятельности - по вариативным или незаконченным образцам.
В конструировании - образец является методом обучения. Анализ серии образцов, выполненных одним способом, дает возможность вычленить обобщенный способ их создания: несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предметов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом работы, важно максимально сосредоточить внимание детей на самом способе работы. Поэтому предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений.
Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать мебель, транспорт, животных и др. Но чтобы сосредоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предлагает выбор из предметов мебели, не требующих особых украшений. А затем ситуация усложняется: серия поделок, выполненных одним способом с постепенным увеличением числа свойств, которыми они отличаются. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста.
Пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «Дома» («Транспорт», «Животные») можно предложить детям в усложнении следующие варианты:
-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета - детям надо выбрать цвет бумаги;
-домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий) - дети выбирают цвет и длину прямоугольника;
-домики разной высоты, цвета и ширины - дети ориентируются на учет всех трех свойств.
Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возможность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необходимого для реализации цели.
Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий имеющих один способ создания. Например, на основе конуса воспитатель представляет поделки животных, людей и др. В результате у детей появляется перспектива более широкого разнообразия содержания работ на данном занятии и в последующей самостоятельной деятельности.
Образцы, изображенные на рисунке, фотографии учат анализируя изображения найти обобщенный способ создания постройки. Если это плоскостные поделки (аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычленении общего способа их создания. Но если на рисунке или фотографии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка), то детям вначале предлагают для анализа готовые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.
Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание на учебной задаче.
Например, воспитатель подводит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, видеть линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный … кубик, который может превратиться в … животное, предмет мебели, машину и т.п.
Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки, взрослый не навязывает детям решение. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, ведь способ его создания один.
Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить ребенку возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, воспитатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы - педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.
Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.
Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать индивидуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.
Так, образец может быть предложен без специальных указаний воспитателя, дети, рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет cпособствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка.
В предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.
Натура как метода обучения в рисовании и лепке
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении.
Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах.
Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, уже свойственна ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.
Особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста.
Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4-5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками.
Демонстрируя предмет, следует показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Дошкольникам эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей.
Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Например, машину они рисуют сбоку, куклу — в фас, не передавая объема.
Если группа детей большая, ставят 2-3 одинаковых предмета, чтобы все видели предмет с одной стороны.
Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5-6 лет. В этом возрасте они учатся при изображении сравнивать и исправлять свою работу в соответствии с натурой. Например, в старшей группе при изображении с натуры ветки ели дети передают расположение ветки в пространстве (наклонное или вертикальное), количество и размеры ответвлений слева и справа, рисуют густую хвою темного или светлого тона.
В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.
Не рекомендуется применять в качестве натуры живых птиц, животных. Их движения, звуки будут отвлекать детей от рисования, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприятии предмета в нужном положении.
Т.о., использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры.
Иногда натура может использоваться как прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Воспитатель ставит перед ребенком необходимую игрушку, которая используется в качестве натуры. В целом же работа над изображением будет определяться содержанием замысла. Натура лишь поможет лучше его осуществить
В предметном, сюжетном рисовании образец не нужен - наиболее эффективны специально организованное наблюдение, рассматривание предмета, учет и активизация детского опыта. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения в рисовании. Злоупотребление образцом служит причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей: однообразие, малая выразительность детских работ, неумение самостоятельно изобразить любой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать. Дети не учатся самому главному умению в изобразительной деятельности - умению видеть предмет, явление.
На развитие творческих способностей детей отрицательно сказывается применение образцов с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отсутствуют характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет. Не следует заменять представление, образовавшееся на основе конкретного восприятия, плоскостным, схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Применяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности.
Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.п. Это обедняет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, т.к. ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка-«галочка» при изображении повертывается крыльями вниз или набок.
Показ способа изображения (способа действия) - наглядно-действенный метод и приём обучения изобразительной деятельности и конструированию, который используется при ознакомлении с новой техникой работы, с новыми способами изображения и учит детей сознательно создавать нужную форму на основе конкретного полученного опыта.
Способ демонстрации взрослым наглядных действий при непосредственном восприятии их ребёнком.
Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т.е. уметь соединять линии под прямым углом. Эти же приемы потребуются для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания.
Учебная программа дошкольного образования устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.
Подготовил
заместитель заведующего
по основной деятельности,
Стасюк В.А.
раскрыть » / « свернуть