Одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с детьми дошкольного возраста. С целью индивидуализации и дифференциации дошкольного образования в ГУО «Ясли-сад №3 г. Любани» организована работа группы по интересам (на бюджетной основе) с воспитанниками старшего возраста «Простейший туризм», а также с 2019/2020 учебного года учреждение является ресурсным центром по направлению «простейший туризм».
Одной из важных целей простейшего туризма в учреждении дошкольного образования, как вида деятельности, является обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности средствами детского туризма.
Оптимальные формы реализации: экскурсия, прогулка, туристская прогулка, физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. Для ресурсного обеспечения подобраны игровые комплексы, туристические полосы препятствий.
Руководителем физического воспитания с воспитанниками ведется работа по формированию начальных представлений и знаний о туризме, начиная с 6 лет. Совмещение туризма, краеведения и активного отдыха позволяет детям сделать первые самостоятельные шаги в туристской деятельности, в изучении своего края.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста обладает рядом особенностей, а именно:
- системой взаимосвязанных прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединённых сюжетной линией, подробно раскрывающих содержание учебной программы дошкольного образования;
- наличием рационального сочетания двигательной, игровой и познавательной деятельности;
- согласованием содержания физкультурных занятий с туристской направленностью с задачами учебной программы дошкольного образования.
Организация детского туризма в дошкольном учреждении несет в себе оздоровительную, образовательную и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле.
Туристические прогулки имеют оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела.
Уникальность простейшего туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогическими работниками, родителями, общедоступен и понятен воспитанникам, даёт возможность заниматься простейшим туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется физическому, психическому здоровью детей, как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Были исследованы факторы, влияющие на психическое, физическое здоровье ребенка и, одним из которых является непонимание родителями важности социализации ребенка в дошкольном учреждении и в обществе. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.
Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного края, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок), способствует укреплению внутрисемейных отношений.
Предлагаем вашему вниманию сценарий проведения (совместно с родителями) досуга «Туристята-следопыты».
Подготовил руководитель физического воспитания,
Брагинец Ольга Викторовна
ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
2. Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ В.Н. Шебеко. - Минск: Нац. ин-т образования, 2016.
Квест игра «Туристы-следопыты»
(для воспитанников старшей группы с участием родителей)
Место проведение: физкультурный зал или спортивная площадка.
Оборудование: карточки-ключи к заданиям; детский сухой бассейн, силуэты рыбки; фонарь, обручи; дрова для костра; музыкальное сопровождение; туристические атрибуты; рюкзак.
Ход квеста
Ведущий: Добрый день, ребята и взрослые! 27сентября, отмечается Всемирный День туризма. Путешествовать, как же это отлично! Нет ни одного человека на земле, который бы не любил странствовать по свету. Праздник любого, кто ощущает себя туристом, и не важно, будет это поездка к ближайшей лесной опушке или в экзотическую страну. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне и проведём сейчас вместе с вами квест игру. А для начала, поиграем.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если "да" - в ладоши хлопни,
Если "нет" - ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат -
Вот и собран наш отряд.
Команды выбирают капитанов и придумывают название своей команды. Капитаны получают рюкзак для походных атрибутов. За каждое выполненное задание команды получают поощрение – туристическое снаряжение.
Вас ждут 4 станции. Путеводителем по станциям будут служить маршрутные листы. На каждой станции вы будете получать ключ к следующей остановке.
1 станция «Рыбалка» Музыкальное сопровождение – кваканье лягушек.
Перед участниками бассейн с разноцветными шариками, на дне находятся плоскостные рыбки. На карточке задание - Приложение 1.
С закрытыми глазами нужно поймать 20 рыбок. Поощрение за выполненное задание – котелок.
Как только все рыбки собраны, игроки получают ключ к следующей станции – Приложение 2. Игроки должны догадаться, что надпись можно прочитать, только подойдя к зеркалу. Прочитав, участники проходят на угаданную станцию.
2 станция «Солнечная поляна» (спальня группы). Музыкальное сопровождение – стрекотание кузнечиков. В спальне приглушенный сумеречный свет, горит фонарь. Команде предлагается задание – Приложение 3.
Участники должны догадаться, что для того, чтобы стало светло им нужно изобразить фигуру солнца из самих себя.
Как только участники собрали солнце, зажигается основной свет. Задание выполнено. Поощрение за выполненное задание – фонарик.
Для того, чтобы попасть на следующую станцию предлагается задание – Приложение 4. По буквам участники должны составить слово переправа.
3 станция «Переправа». Музыкальное сопровождение – шум горной реки. Нужно, перекладывая три обруча, перебраться с одного «берега» на другой – до ориентира, взять обручи в руки и бегом вернуться назад. Передать обручи следующему. Поощрение за выполненное задание компас.
Участники получают подсказку к следующему заданию – Приложение 5.
4 Станция «Разложи костер»
1.Что такое розжиг? (Это топливо, которое легко воспламеняется).
2.Какое топливо не годится для розжига? (Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.).
3.Что является прекрасным розжигом? (Сухие ветки, сухая трава).
4.С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).
5.Костёр разжигается сверху или снизу? (Снизу).
6.Какие виды костров бывают? (Колодец, пирамида, шалаш, нодья, звездный, охотничий)
По очереди игроки из каждой команды берут одно полено, несут и кладут в обруч, передают эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно сложит костер в форме «колодца» или др.
За выполненное задание участники получают – туристический коврик. Находят следующий ключ – Приложение 6.
5 станция «Ночлег в лесу». Музыкальное сопровождение - звуки лесной природы. Командам на время необходимо собрать палатку. За выполненное задание поощрение – палатку.
После прохождения всех этапов участники приглашаются на привал (чай из термоса, бутерброды и т.д.).
раскрыть » / « свернуть